• НАС ВЫБИРАЮТ ЛУЧШИЕ!
author +90 533 852 0549

Сравнить списки

Аласия и Энкоми. Страна и город этеокиприотов.

Аласия и Энкоми. Страна и город этеокиприотов.

Аласия и Энкоми. Страна и город этеокиприотов.

Кипро-минойская письменность до сих пор не дешифрована и хранит большое количество тайн о Кипре периода поздней бронзы (1650-1050 г.г. до нашей эры). В расшифрованных ближневосточных текстах этого периода, Кипр называется Алашия или Асы. В русской литературе название интерпретируется, как Аласия, именно это название и будет использоваться далее. Оно появляется вместе с упоминанием меди на глиняных табличках из Алалаха в 18-17 в.в. до н.э. (Алалах — древний аморейский города-государство в долине Амук, близ г. Антакья в провинции Хатай на юге Турции.) Стоит отметить, что Кипр еще в 3 в. до н.э.  упоминается в записях обнаруженных при раскопке г.Эбла, на территории Сирии. Но начиная с 14 в. до н.э.Кипр в основном называют Аласия.

В переписке, между царем Аласии  и египетским фараоном Ахенатоном, царь Аласии называет фараона своим «братом». Кипр является союзником Египта, и поэтому царь советует фараону не заключать договор с хеттами, которые были врагами Аласии.

Столицей древней Аласии был большой портовый город Энкоми (Энгоми). Основное производство медных изделий было сосредоточено в городских мастерских. Раскопки древнего города произведенные французской археологической экспедицией под руководством Клода Шеффера с 1947 по 1974 гора. Раскопки проводились совместнос Департаментом Древностей Кипра под руководством П.Дикеоса (с 1948 по 1958 г.г.).

Энкоми – это многослойное городище, возникшее еще в 3 тысячелетии до нашей эры. Расцвет города относится к 1600-1050 г.г. до н.э. и совпал с приходом на остров ахейцев. Переселение на остров ахейцев привело к переносу микенского стиля на остров и как результат возникновения кипро-микенской керамики, и конечно, письменности.

План города Энкоми
План города Энкоми

Архитектура города.

Город представлял собой большое поселение обнесенное по периметру широкой оборонительной циклопической стеной. В кладке стен использовались огромные каменные блоки. Нижняя часть стены состоит из двух параллельных рядов из крупных, не обтесанных блоков, примерно высотой 1,5 м. Внешний ряд выше, чем внутренний. Промежуток между рядами заполнен щебнем. Надстройка стены выполнена из глиняных кирпичей. На юге, западе и севере оборонительной стены есть несколько башен, расположенных на разном расстоянии.

Башни построены из больших каменных блоков. Примерный размер башен 4-5 м. в длину и 2-3 м. в глубину. Основная часть городской стены была раскопана и стало возможным установить размеры города. Город с севера на юг имел протяженность 400 метров, а с востока на запад 350 метров. Мощенные прямые улицы разделяли город на правильные прямоугольники. Улицы соединяли ворота в противоположных стенах города. В центре города располагалось открытое пространство.

Обнаженная богиня Энкоми
Обнаженная богиня Энкоми

Городские дома.

Вдоль улиц, тесно прижавшись друг к другу, стояли дома городских жителей. Дома располагались так тесно друг к другу, что имели общие стены. Дома в Энкоми обычно состояли из квадратного внутреннего дворика и комнатами расположенными в трех сторонах.  Во время раскопок в домах были обнаружены ванные комнаты с цементированным полом, а также были обнаружены глиняные ванны. В некоторых домах даже есть туалеты с хорошо построенной дренажной системой.

Родовые усыпальницы.

В каждом доме была родовая усыпальница, которая располагалась под домом.  Стандартным типом гробницы является камерная гробница с дромосом и стомионом, запечатанным плитой, щебнем или глиняным кирпичом. Внутри каждого дома в полу был сделан специальный круглый узкий вход в склеп. Вход прикрывался сверху небольшой плитой. Умершие опускались внутрь склепа вместе с дарами, напитками и продуктами, которые должны были помочь им найти вход и успешно попасть в царство мертвых. Часто вместе с умершими в спускали глиняные фигурки, изображавшие богов: рогатого бога, обнаженную женскую богиню.

Рогатый бог Энкоми
Рогатый бог Энкоми

Сакральная архитектура.

В Энкоми обнаружены строения, сакрального характера. Это сооружения из тесанного камня используемые в качестве святилищ. Одним из обнаруженных святилищ, является святилище «рогатого бога». Оно состоит из зала, крыши поддерживаемой двумя квадратными колоннами. Из зала можно войти в две внутренние культовые комнаты в восточной части, в одной из которых была обнаружена культовая статуэтка «рогатого бога». В зале, вокруг жертвенного алтаря и стола с дарами, было обнаружено большое количество черепов рогатого скота, таких как олени и козлы. А также большое количество чаш, предположительно используемых для возлияний.

Медное производство и ремесла.

В городе Энкоми располагался большой ремесленный квартал. Во время раскопок ремесленного квартала были обнаружены многочисленные остатки развитого медеплавильного производства. А также изготовленные и готовые к вывозу слитки меди.

Керамика Аласии и Энкоми
Керамика Энкоми

Микенская керамика.

Большое количество керамических изделий было обнаружено при раскопках Энкоми. Это микенская посуда, которая впервые появилась на Кипре в конце 15 в. до н.э. Многие керамические предметы украшены изображениями быков, колесниц, и предполагается, что они были произведены в восточной части Средиземноморья и возможно на Кипре. Более поздние керамические предметы относящиеся к концу 13-12 в. до н.э. уже имеют местные кипрские черты, характеризующиеся небогатой росписью в виде прямых и волнистых линий. Они выглядят гораздо беднее и хуже микенской керамики, и напоминают предметы керамики «провинциального субмикенского стиля».

Наряду с этими находками, разительно выделяется группа белой керамики. В ней сочетаются микенские и местные элементы, но выполнена она значительно лучше, с использованием местных видов белой глины. У нее разнообразные и сложные формы и орнамент.  Кипрскую керамику называют «субмикенской», но наименование это условно, поскольку субмикенская керамика Балканской Греции на Кипр не попадала. Кипрский и греческий субмикенские стили — явления не тождественные, а параллельные, восходящие к позднемикенским образцам керамики.

Царский дворец.

В конце 15 века до н.э. в городе возвели царский дворец. Он просуществовал до конца 13 века до нашей эры.

Около 1200 г. до н.э. город завоевала новая волна ахейских переселенцев. Рядом с дворцом они возвели храм бога Апполона.

В результате нападений «народов моря»  в 1050 г. до н.э. город пришел в упадок.

Подготовила: Юлия Озердже (Julia Ozerce)

Литература:

Schaeffer С. F. Α., Enkomi – Alasia, P., 1952.

Vassos K., Cyprus: from the Stone Age to the Romans., 1982.

Савельев Ю.А. Кипрская керамика конца II-первой половины I тысячелетия до н.э., 1965.

Сафронов А.В. Этнополитические процессы в Восточном Средиземноморье в конце XIII — начале XII вв. до н.э., 2005.

Читайте другие статьи о достопримечательностях Северного Кипра.

Следите за развитием событий на Северном Кипре в нашем Телеграме и Инстаграмме

Похожие статьи

Турецкие Авиалинии начинают авиаперелеты 04.06.2020

Турецкие Авиалинии начинают авиаперелеты 04.06.2020....

Читать дальше

Новые решения Правительства ТРСК

Правительство ТРСК приняло новые решения. Снимаются...

Читать дальше

Пляжи Северного Кипра откроются 1 июня

Пляжи Северного Кипра откроются 1 июня. Министр...

Читать дальше

Присоединиться к обсуждению